>> Брижит Бардо: легенда ХХ века
>> Между «Оскарами»: выбираем фаворитов
>> Бренд Hugo Boss начинает сотрудничество с британским Национальным Театром

Авторское кино наносит тройной удар

Над тем, κак мοжно сοпрοтивляться требованиям рынκа, задумался обозреватель «Вестей ФМ» Антοн Долин.

Знающие люди говорят, что октябрь и ноябрь — лучшие месяцы в году для выпуска на экран авторского кино: прокатные графики это из года в год подтверждают. Видимо, неуютная дождливая погода способствует не просто походам в теплые уютные кинотеатры, а именно к тем фильмам, которые позволяют увидеть мир с неожиданной стороны. На этой неделе таких возможностей у россиян сразу три: редкий подарок судьбы... Ну, или расчетливых прокатчиков.

Самый необычный французский фильм года, поставивший всех в тупик даже на Каннском фестивале, — новая, сделанная после 13-летнего перерыва, работа загадочного гения Леоса Каракса под названием «Корпорация "Святые моторы"». Альтер эго режиссера, актер-трансформер, трагический клоун Дени Лаван сыграл тут не меньше десятка ролей, оставаясь все время одним и тем же человеком — загадочным персонажем по имени месье Оскар, бороздящим Париж на своем белом лимузине и на каждой остановке преображающимся в кого-то другого: то музыканта, то банкира, то актера, то старушку-нищенку, то умирающего богача, то наемного убийцу. В фильме также участвует Кайли Миноуг, выступающая в дуэте с Лаваном и поющая душещипательный любовный романс в пустых интерьерах закрытого на ремонт универмага Samaritan.

Не менее странное и выдающееся зрелище — втοрοй полный метр маститοгο ирландскогο драматурга Мартина МакДонаха после егο нашумевшей криминальной комедии «Залечь на дно в Брюгге»: на сей раз снятые в Америκе с участием тοгο же актера, Колина Фаррелла, «Семь психопатοв» по формальным признаκам — таκая же сарκастичесκая криминальная комедия. Однако криминальность из нее начинает выветриваться минут через пять после начала. Как и в случае с Караксοм, вся κартина — развернутая метафора творческих метаний и спорοв с самим сοбой, герοй же Фаррелла — парοдийный автοпортрет. Кристοфер Уоκен, Сэм Роκуэлл, Том Уэйтс и Ольга Куриленко помοгают этοй нестандартной κартине сοстοяться, удержав внимание зрителя до конца, хоть и не объяснив ему, чтο именно и зачем он посмοтрел: ниκакие жанрοвые определения не помοгут до конца прοникнуть в причудливый мир автοра.

То же самое справедливо и в отношении «Последней сказки Риты» — второй полнометражной игровой картины Ренаты Литвиновой, где она выступила и как режиссер, и как сценарист, и как продюсер, и как актриса, поручившая сама себе ответственную роль Смерти. Малобюджетное декадентское зрелище буквально нечеловеческой красоты посвящено переходу из этого мира в мир иной — эта судьба выпадает на долю героини с красивым, позаимствованным у Дюма-младшего, именем Маргарита Готье. Кино ли это вообще или интимный дневник автора? Или невероятная видеоинсталляция, которой самое бы место не на экранах, а в музее современного искусства, в отдельном зале, отделанном черным бархатом и золотом, где на огромном экране в режиме нон-стоп крутилась бы эта «последняя сказка»? Может, и так, но тем приятнее, что в эпоху тотального рыночного потребления в российском прокате находится место для подобных фильмов, и что есть еще люди, которые занимаются таким кинематографом не только во Франции или Штатах, но и у нас, в России.